Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение "Большедворская основная общеобразовательная школа"

Функциональная грамотность
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ — ОСНОВА ЖИЗНЕННОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ!
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ — это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения.
Указом Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования).
Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г.)
Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).
 
Нормативно-правовые документы:
- Приказ Министерства просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 "Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО"
- Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности"
- Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности"
- Письмо Министерства просвещения РФ от 14.09.2021г. № 03-1510 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности"
- Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 "О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности"
 
Составляющие функциональной грамотности:
  • Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
  • Естественно-научная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
  • Математическая грамотность — способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
  • Финансовая грамотность — знание и понимание финансовых понятий, рисков, а также навыки, мотивация и уверенное применение таких знаний для принятия эффективных решений, направленное на улучшение финансового благосостояния человека и общества, обеспечивающее участие в экономической жизни.
  • Креативное мышление — умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. По версии PISA, креативное мышление является способностью критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.
  • Глобальные компетенции — это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем (т.е. в ситуациях, требующих от человека понимания проблем, которые не имеют национальных границ и оказывают влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений).
 
Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности:
 

Методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию функциональной грамотности:

 
Методические материалы по формированию функциональной грамотности у обучающихся
Урока развития речи по родному русскому языку в 9 классе на тему "Совершенствование навыка написания текста-рассуждения" (смотреть)
Урок физики в 9 классе по теме "Звуковая лаборатория" (смотреть)
Урок физики в 8 классе по теме "Традиционные и альтернативные способы производства электроэнергии" (смотреть)
Урок физики в 7 классе по теме "Решение экспериментальных задач" (смотреть)
Внеклассное мероприятие "Знаете, каким он парнем был" (смотреть)
Родительское собрание по теме "Роль родителей в формировании функциональной грамотности обучающихся" (смотреть)
Сообщение на педсовете по теме: «Формирование функциональной грамотности на уроках физики» (смотреть)
Доклад на заседании педсовета по теме "Функциональная грамотность обучающихся" (смотреть)

 

 
26.09.2024